Национальная идеология. Что это по-израильски? (на первый взгляд "нового" гражданина страны)
Одним из направлений национальной идеологии может служить сионизм во всем положительном его проявлении (как нам было продемонстрировано в первый день конгресса на некоторых объектах типа завода Intel или проекта "Атидим"). Как мы поняли из речей членов власти, сионизм это идея, которой должны руководствоваться граждане в построении демократического общества с верным уклоном в демонополизацию экономики.
Страна с обществом, где проживают люди, казалось бы, одной нации, но совершенно разной культуры, порой ничем не объединенные, долго не проживет. Как констатировалось во многих выступлениях, в обществе нет объединяющей цели, нет одного ярко выраженного направления как для развития того, что уже имеется (кое-какая экономика, образование, проявление демократии, права и свободы человека), так и для создания нового (новые сферы в экономике, новые линии предпринимательства и т.п. вещи). Во многих речах даже проскальзывала такая фраза: "Кто такие евреи – нам не важно, важно, чтобы люди, которые живут тут, были заинтересованы в развитии страны". Выражались такие простые истины, как отсутствие больших возможностей, но присутствие большого потенциала (эти слова про потенциал не простая болтовня: значительное количество патентов во всем мире разрабатывалось тут, в Израиле, но из-за отсутствия должного финансирования уезжало за рубеж – в США, Канаду, и даже Японию). В потенциал также входят так называемые репатрианты из Союза, т.е. люди с высшим образованием, с опытом академической работы, однако не нашедшие себя в Израиле и тихо покадающие границы страны.
К примеру, существует такая статистика: всего от 5% до 7% новых репатриантов (научных работников) со всего бывшего Советского Союза сохранили свой социальный статус, т.е. продолжили работать в науке. Не самые утешительные цифры, не так ли?
Почему же сионизм?
Такой вопрос поставил перед аудиторией Узи Даян (в прошлом один из генералов армии, а ныне председатель конгресса). Сегодня израильскому обществу неясно, куда оно катится, сегодня необходима новая всеобъемлющая идея. Если изначально цель сионизма была создать государство, то какая же сегодня может быть цель? Именно поэтому на сегодняшний день необходима новая концепция сионизма, новая концепция национальной идеологии, которая объединила бы как выходцев из Эфиопии, так и выходцев из республик бывшего Советского Союза, латиноамериканцев, европейцев и выходцев из стран северной Африки. Одной из возможных целей сионизма сегодня является, например, усиление разрыва между центром и "периферией" (той самой, которая как отдельное государство в государстве, которая тянет вниз экономические и культурные показатели).
На конгрессе задавался вечный вопрос: что мы передадим потомкам? Какую страну? Какие идеи?
В данном случае, сионизм выступил бы отличным наследством, ровно как идеология национальной независимости в Узбекистане, с сопровождающей ее восточной демократией. Честь и хвала тому, кто ввел понятие "Восточной Демократии" в политический оборот, потому что именно оно характеризует демократию "новых" государств, демократию с ее специфическими проявлениями где-то в клановости, где-то во взяточничестве, где-то в ущемлении прав и свобод человека, но все же демократии с выборами, забастовками, свободами слова и где-то даже дела.
"Перед вами, перед молодежью стоит важная задача осознать, что такое сионизм", – так говорил Узи Даян в своей речи в первый день конгресса, имея в виду вопросы дальнейшего развития страны, знания своей истории, четкого понимания того, что происходит в настоящем, а также понимания тех путей и средств, которыми можно воспользоваться для дальнейшего развития и усиления страны, а также должного отношения к проблемам экологии.
Речи его очень походили на речи президентов республик СНГ, стран, где столкнулись с общественными проблемами самоутверждения нации и государства в мире.
Как оформил идею сионизма министр финансов страны, Беньямин Нетаньяху? Очень профессионально выступив (без бумажки, как и все остальные), он останавливался на следующих пунктах:
- Демократизация общества.
- Изменения в налоговой системе.
- Демонополизация и приватизация.
Один из отрицательных примеров монополий в Израиле – это банки Леуми (Национальный) и Апоалим (типа народного). Эти банки устанавливают высокие проценты за обслуживание, ведение счета и т.п. Однако, по числу клиентов они на первом месте в стране. Почему? Потому что только они главным образом занимаются делами новых репатриантов. (Мы сами столкнулись с проблемой выбора банка. Обошли 7 банков и только эти двое предлагали что-то для новых репатриантов, а, выбрав банк изначально, сложно его поменять из-за каких-то программ, сложившегося отношения, кредитов и т.п. вещей).
В возможные цели сионизма входят вопросы образования.
В целом, образование в Израиле является одним из больных, но в тоже время примечательных мест. Как мотивировать ребенка учиться? Как мотивировать подростка остаться в старших классах, и в последствии поступить в университет. Как сделать так, чтобы армия не мешала, а способствовала интеллектуальному развитию нации. (Проблема, замеченная нашими глазами: многие подростки не хотят учиться в университете, потому что после школы они обязаны идти в армию, а после армии учеба не всякому подходит, тем более что армия выдает деньги по окончанию службы и можно попутешествовать, а потом по приезду на работу устроиться. Это один из путей. Другой – "да я уже все забыл после армии, всю эту математику, английский, я лучше курсы окончу и на работу".) В этом направлении, к примеру, активно работает сама армия (см. проект "Атидим"). Кроме того, один из возможных видов использования денег, выдаваемых армией после службы – как раз на образование.
На этот случай, как и на многие другие, существуют примеры во всем мире, следует учитывать международный опыт, но не уподобляться США, Франции и др. (Слова эти очень напоминают слова одно знакомого нам по школе и университету президента.) Однако, учитывая этот международный опыт, профессора предлагали увернуться от международных финансовых кризисов и проблем глобализации. Тут в глаза бросается идеальная модель мира – волки сыты и овцы целы (а в Торе есть фраза, описывающая сцену мирной забавы волков и овец.
Религия – одна из проблемных тем в стране. Согласно религиозной идее, страна Израиль может существовать при наличии храма и править должен ею царь (поэтому крайние религиозные группы вообще не признают государство Израиль). А по сионистской идее, страна должна быть демократическая, с армией и прочими атрибутами современного развитого государства. Тут существуют разногласия между религиозными людьми и сионистами. В идеале, некий профессор предлагал объединить идеи сионизма с религией. В реальности, существует немало сионистов религиозных, а также существует направление в религии, которое выступает за присутствие государства Израиль на карте современного мира.
В порядке предпочтения, предлагалось сохранять и развивать культуру, литературу, и вместе с этим и идеологию.
Высказывалась такая фраза: "Быть сионистом и жить дома", т.е. "построить дом" – общество, в котором было бы приятно жить. Однако "жить дома" сопряжено с экономическими проблемами, с проблемами безработицы, с проблемами отношения к женщине, экологией, культурой. Задача участников конгресса – установить пути решения этих проблем, чтобы "жить дома" было не опасно и полезно.
Практически из каждых уст звучали фразы, которые можно использовать как мантру: "Сильное государство – сильное общество" или "Сильное государство – сильная экономика" (очень похоже на фразу из нетленок университетских книг "От сильного государства к сильному обществу" (Узбекистан)).
Что ж… нам остается только надеяться, что результаты конгресса найдут себе применение в реальной жизни, и реформы Министерства Финансов, процесс мирного урегулирования проблем по безопасности не помешают решению проблем образования, здравоохранения, культуры, трудоустройства и т.п. вещей.
|