ТАКА – успешный опыт с 1994 года
Мы – студенты, которые учились заграницей в общепризнанных учебных заведениях минимум год, т.е. два учебных семестра (и даже больше).
Более того, мы – студенты второй степени и студенты, которые учатся на сертификат или переквалификацию – после первой степени.
Мы соответствуем всем критериям на получение помощи от Управления по делам студентов – возраст на момент поступления на программу (включая ульпан) до 25 лет включительно, есть кой-какое высшее образование.
Помимо соответствия этим требованиям, мы должны были сдать вступительный экзамен по ивриту – минимум второй уровень. Сдали.
Информацию о программе мы получаем от соцработницы, от студентов русскоговорящих, которые в настоящее время ее заканчивают, от учителей, которые преподают и на ТАКе и в ульпане.
Как выяснилось, в Ашкелоне ТАКА (Подготовительная программа для последующего обучения в ВУЗАх Израиля) программа менее известная, чем ее ульпан. Однако, отзывы у ребят о программе хорошие. Реально учат языку после пяти месяцев ульпана и, если попасть в хорошую группу (с высоким уровнем языка), то можно добиться значительного продвижения иврита.
О языке: все грамматические конструкции можно успеть выучить за 5 месяцев ульпана, и это совершенно реально! Однако союзы, предлоги управления глаголов, выражения, словарный запас и умение правильно и красиво говорить… все это остается на зачаточном уровне. Именно на ТАКе учат всем этим заморочкам, с уклоном в университетские выражения, "как обычно говорят на лекциях", как правильно вести обсуждение и выражать мысли не на уровне "вчера мы ходили в супермаркет и купили овощей", а на уровне "это зависит от многих причин, вследствие чего данное событие можно рассматривать в таком-то свете".
Помимо языка тут учат статистике. Говорят, что статистика, которую дают на ТАКЕ, для студентов из СНГ не сложная – но вспомнить математику многим имеет смысл.
Психометрия – это тесты для поступления в ВУЗы Израиля, но не для всех. Например, у кого уже есть первая или вторая степень (ну, дипломы Бакалавра или Магистра, хотя Бакалавр стабильнее) не должны сдавать психометрию. Так вот, психометрию тоже изучают на ТАКе (правда, студенты сами платят за этот курс, но по сравнению с "местными" очень и очень мало, т.к. Сохнут тут оказывает значительную помощь). Те ребята, с кем мы общались на тему психометрии на ТАКе, отзываются о курсе хорошо, но о самих тестах говорят что-то непотребное: тесты сложные, высокий балл получить трудно, времени на обдумывание вопросов мало, а вопросов много, экстремальные условия заставляют либо сильно концентрироваться, либо полностью отключатся. Но курс всем им помог. Жаль, что результаты этих тестов будут известны только спустя несколько месяцев…
Теперь о грустном: из-за неких экономических проблем толпу учителей просто берут и сокращают, чтобы народу работало меньше, а в аудиториях толпилось больше студентов, чтобы каким бы то ни было образом экономить. Нам рассказывали (мы просто тут небольшой опрос провели), что увольняют преподавателей, у которых опыт работы меньше то ли 12, то ли 14 лет, по ходу пьесы остаются "пенсионеры", у которых опыт работы ограничивается обычным ульпаном… А ведь на ТАКе преподавание совсем другое, более серьёзное!
Но! студенты (Циля из Ташкента) пишут письма, с просьбой не увольнять учителей, т.к. с более молодыми процесс обучения реально происходит быстрее и интереснее. Из-за этого, в ульпане тоже свистопляска та еще: то учителей нет, то директора ульпана в отпуск отправляют… но уроки есть, иногда объединенные, но толковые. Все, кто могут работать на 100% так и делают, ну и мы, стараемся сами не бросать занятия, все-таки важность языка чувствуется.
Наша группа: обычно нам преподавали 2 педагога: Зива и Офра. Зива – только ульпановская учительница, Офра работает в ульпане только 2 дня, остальные дни работает на ТАКе. В июне Зива, к великому нашему сожалению, упала и вывернула ногу. Весь июль она на больничном. Офра, совершая совершенно нечеловеческие усилия, разрывается между нами в ульпане, между ТАКовскими, между детьми, которые дома на каникулах, ну и между обычными всякими прочими делами… В связи с этим мы объединяемся с другими группами, пытаемся заниматься дома. В целом, учебный процесс не забрасываем.
Нужно сказать, что мы попали как раз под конец большого числа учителей и групп. Рассказывают сами учителя, что раньше групп было больше, сейчас у нас 5 групп. Но опять-таки, раньше и деревья были большими, и мороженое стоило 28 копеек. Теперь обещают максимум три группы, или (в случае совсем маловероятном) четыре. А чем больше групп, тем эффективнее обучение – ближе друг к другу уровень учеников в группе, да и просто меньше народа в каждой группе.
В целом, несмотря на всякие напряги, это наше исследование подкрепило в нас желание идти на ТАКу. Польза от этого будет. Скоро мы уже сами сможем рассказать, что да как на программе ТАКА – с нашей субъективной точки зрения.
|