Место жительства — Заглавная страница

26 мая 2003 года, понедельник

Назад Вперёд

Утро

Стартовали в 8:00. Ехали на автобусе, где-то по дороге (как водится) к нам подсели заказанные Сохнутом гиды (трое – русско-, англо- и испаноязычный). Наш оказался прикольным дядькой, очень весёлым и разумно (даже свободно) мыслящим, и при этом в чёрной кипе, борода-лопатой и с эдакими висящими из-под рубашки верёвочками, характерными для религиозных людей. Всё время шутил и в то же время рассказывал много интересного.

Единственная "наша" фотка из Эйн-Геди (плёнка кончилась)

В самом начале поездки нам всем выдали по оранжевой футболке и кепке с надписью "Репатрианты поднимаются на Масаду" (на иврите слова "репатрианты" и "поднимаются" – одинаковые). Потом оказалось, что всем группам, которые туда едут, выдают такие наборы, только у всех разные цвета.

Подъём в гору (заповедник Эйн-Геди)

Где-то после 11 утра были в заповеднике, который зовется Эйн Геди (примерно посередине западного побережья Мёртвого моря). Там живут горные козлы, толстые хорьки (видимо хори) и самое прекрасное – водопады!

Пустились в пешую прогулку вверх по горам, которые, очень напоминают Чимган. Известковые камни, типа горной речки (жиденькая очень), зелень на фоне желтых камней и деревья!

Кое-где нам и правда встретились козлы и жирные хори.

Вид на водопад в заповеднике Эйн-Геди

Итак, по порядку: горы и водопады находятся на уровне Мёртвого Моря, т.е. – 500 и – 300 метров. Места интересные: там есть два водопада, где можно купаться, и есть один – особый, где купаться нельзя. Вода – помните, какая вода в Чимганских водопадах и саях? – так вот, тут вода ледяной или просто холодной не была. Тёплая. Ощущение классное! Кстати, вода с содержанием каких-то минералов, её даже пить можно было (но мы не пили, у нас с собой было – надо, чтобы тратилось).

Когда поднялись к третьему, "священному" водопаду (в котором купаться нельзя, хотя некоторые умники сподобились), от увиденного просто застыли на месте. В своё время нас Аркадий на Гулькам водил, там мы так же остолбенели, когда увидели всю эту природную красоту! Всё зелёное, скал самих не видно из-за мхов и прочей зелени… Откуда-то сверху, между травами, кустами и корнями падает вода, как будто с неба. А углубления в скалах как холодильники: 1. тень, 2. вода сквозь растения сочится… красота!

Потом спустились. Видели группу школьников, которые изучали козлов.

Интересно, что там – т.е. вокруг Мёртвого моря, на "высоте" ниже уровня мирового океана – есть и пустыни, и свои горы, и водопады, и небольшие лесочки-рощицы. Только вот холодно там никогда не бывает.

День

Далее: пообедали, заправили себя арбузным мороженым и поехали на Мёртвое Море. На иврите оно зовётся "Ям Ха-Мелах", т.е. море соли. Живности никакой, растений никаких, камни и люди.

Все истории про воду в этом ужасно солёном море, про то, что там невозможно утонуть – чистая правда. Просто каждый, кто ездил на Мёртвое море, открывает эти истины для себя и сталкивается с удивлением от поведения воды.

"Купание" в Мёртвом море

Вода как пересоленный и жирноватый бульон. Как только начинаешь входить в море, оно тебя как бы выталкивает, а ты все равно идёшь, пытаешься плыть, а море тебя в пузо – "хорош, наплавался!", переворачиваешься на спину, ничего не делаешь, а оно тебя в спину – "вылазь с меня!". Плескаться особо нельзя, потому что в глазах и во рту становится просто ужасно при попадании воды… Ну и что остаётся делать, кроме как всплыть с гордо поднятой головой и направиться к берегу. Так и сделали.

После купания в этом удивительном бульоне обязательно нужно все минералы с себя смыть, особенно с глаз и губ… иначе покроются коркой, потрескаются и глаза вытекут, а губы отвалятся…

Модель рельефа местности вокруг Масады

Воооооот. Уставшие, накупавшиеся мы отправились, наконец, на крепость "Масада". Нас привезли к её подножью, где мы некоторое время торчали в музее. Там было много экспонатов – всякие монетки, кувшины и прочие древние вещи, наденные при раскопках на этой горé-крепости. Кроме того, там были рельефные металлические модели долины, где всё это дело расположено. В конце экспозиции нас ждал исторический фильм (на иврите), где вкратце нам поведали то, что мы уже знали про историю Масады. Потом ещё немного подождали (запрещено отправляться раньше 16:00, чтобы не было солнечных ударов) и пошли, наконец, наверх.

Вид сверху на "Змеиную дорогу" — наш путь на Масаду

Шли мы на эту самую крепость пешком по так называемому "Змеиному пути", очень извилистому и местами довольно крутому. Самое неприятное, что кто-то решил, что по ступеням людям подниматься легче, чем просто по дороге, и сделал там почти по всех дороге ступени – довольно высокие. Так что идти было тяжко, хотя и немного – шли мы минут 30 (где-то с 16:20 до 16:50, или немного дольше, может быть вышли чуть раньше). Единственное, что помогало – что бóльшая (самая крутая) часть пути проходила в тени.

Вечер

Наргиза среди останков какого-то строения (и моя тень)

Поднялись-таки, но сесть нам там не дали. Чуть-чуть отдохнули, а потом обошли всю поверхность с нашим весельчаком-бородачом, который нам подробно рассказывал, что и как происходило. Поскольку нам до этого уже проводили специальную лекцию-семинар про Масаду, мы были более-менее подготовленные, так что стыдно за незнание не было. Видели дворцы (Северный и Западный), древнюю синагогу, кельи византийских монахов, которые там жили и молились через пару-тройку веков после римско-еврейской войны. Видели бани, остатки фресок и резервуары для воды, выдолбленные прямо в горе. В один даже спускались, очень большой, там сохранились надписи, которые ещё в 1943 году делали "туристы" из кибуца Ревивим, в котором мы тоже раньше побывали на экскурсии.

Почти все стены помещений, от которых археологи что-то нашли, "достроены" реставраторами до уровня, на котором можно представить себе их былой внешний вид и размеры. Однако по всем стенам идёт ярко-чёрная полоска, обозначающая, с какого уровня начинается реставрация – а ниже неё уже настоящие древние стены.

"Лунный" пейзаж — вид с Масады

Помимо древностей, на горе есть ещё что посмотреть. В первую очередь – удивительный вид, открывающийся сверху. Это практически "лунный" пейзаж, совершенно непохожий на привычные "земные" виды. Ещё мы разговаривали с горами (эхо), бегали за Наргизиной кепкой (очень сильный ветер), сидели там, где можно было приложить зад, пили 6 литров воды, которые обязаловка была взять на двоих, песок нет-нет летел в глаза и уши, ну и в рот тоже.

Вот так выглядела гора во время светового представления (но этот вид с открытки)

Потом внизу – мы спускались вдоль той насыпи, которую насыпали римские пленные, там ещё что-то осталось – после ужина (ветер сносил рис с вилки) было т.н. светозвуковое представление. Все сидели (а была куча народа со всего Израиля, молодёжь из разных общаг типа нашей) на трибунах, свет выключили, ночь вокруг, звёзды – а потом прямо на горе этой самой, Масаде то есть, стали показывать представление. Разыграли вкратце всю эту историю со взятием Масады, освещали то дворцы, то стены, то лагерь римлян, они все там беседовали (как постановка театральная, а у нас были наушники с переводом), летали стрелы зажигательные и т.д. Короче, красиво и интересно.

В конце дня мы уже ничего не соображали от усталости. В 22 с копейками пустились в обратный путь – а завтра, между прочим, урок! Стас даже домашнее задание сделал.

Назад Вперёд
Стас + Наргиза = :-)
…А вот каждый раз я вижу разные вещи и разные вещи…